Класнаму кіраўніку © Старагабская сярэдняя школа

 

XX

Змена памеру шрыфта

Усе сучасныя браўзэры дазваляюць змяняць памер шрыфта на старонцы сайта шляхам изменeния маштабу

У большасці выпадкаў для змены маштабу скарыстайцеся камбінацыяй клавіш "Ctrl і +" ці "Ctrl і -"

Так жа можаце выкарыстоўваць камбінацыю "Ctrl і скролл"

Дадатковая інфармацыя даступная па спасылцы https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

 

Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Старагабская сярэдняя школа"

 

 

статыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

індэкс цытавання

індэкс цытавання

 

наш банэр

 

адмін сайта

 

© copyright

 

Класнаму кіраўніку


Цели мероприятия -   воспитание патриотизма и гражданственности учащихся; формирование активной жизненной позиции; воспитание учащихся поэтическим словом.

 

Звучит запись песни «Мой родны кут»

Учитель:

И в небе высоком, и в поле святом

Тебя осеню, Беларусь, я - крестом.

Дарую любви и труда благодать,

Чтоб только могла ты счастливою стать.

 

Ведущий:

С чего начинается Родина? Да, наверное, "с той песни", а еще — с того знакомого ссамого детства места, где мы родились, с того города, где мы гуляли, бегали, играли, где

мы знаем каждое здание, каждую улицу…

 

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

 

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А, может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

 

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли,

А, может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

 

Учитель:Так с чего начинается Родина для нас с вами????....

……..Далее идут высказывания учеников……

 

Ведущий:

У каждого из нас родина – это та страна где мы родились и выросли. Многие, да почти что все мы родились в Белоруссии или Беларусь, как модно ее сейчас называют.

 

 

 

Стихи Якова Ермака «Беларусь синеокая»

Беларусь синеокая!

Моя хата далекая,

Как люблю я тебя.

Нет милее сторонушки

И красивее женушки,

Чем родная земля.

 

Вот и снова мы встретились,

Столько лет - не заметили,

Как покинул тебя.

Но всегда, где бы ни был я,

Вспоминал, Беларусь моя,

Дорогие края.

 

Выйду утром я во поле,

Мимо тонкого тополя

В лес пойду погулять.

Там, за речкой, у просеки

Земляника в рот просится,

А вокруг - благодать.

 

Я с тобой, ненаглядная,

Сторона моя ладная,

Не расстанусь вовек.

Здесь любимая Родина,

Здесь и я теперь, вроде бы,

Не чужой человек.

 

Скоро снова уеду я,

Знать, такая судьба моя -

Быть вдали от тебя,

Беларусь синеокая,

Где озера глубокие,

Где леса и поля.

 

Не печалься, любимая,

Не забуду родимую,

Не забуду родимую -

Мой ночлег и приют.

Беларусь синеокую,

Свою хату далекую,

Где всегда меня ждут.

 

Ведущий: песня «Моя Беларусь»

Сколько лет прошло

С той далёкой весны.

Беларусь моя знает годы войны.

Первой встретив врага,

Всё сумела пройти,

Лишь оставив свой след

На пороге судьбы.

Припев:

Беларусь моя, ты войну прошла.

Горе, смерть и боль

Навсегда остались с тобой.

Беларусь моя, не забыть тебя.

Ты за нас не зря

Кровь свою пролила.

От зари до зари,

От зимы до зимы,

Не сдаваясь врагу,

Шли солдаты и шли,

Чтобы враг не сумел

Нашу землю отнять,

Чтобы Белая Русь

могла светом сиять.

 

Наша встреча посвящена непосредственно нашей родине – Беларуси. Отом насколько мы знаем хорошо свой край, его историю, символику, обычаи и многоедругое покажет нам конкурс- викторина «Беларусь мая сiнявокая». Вам будут предлагаться вопросы и, если вы знаете на него ответ, то с места кричать нельзя, а вы поднимаете руку и отвечаете. Тот, кто больше всего назовет правильных ответов, получит приз.

 

Итак, будьте внимательны:

Вопрос: Ответ:

1. Как в старину называли Белоруссию? Белая Русь

2. Старый синоним слова родина? Отцовщина или бацькаушчына

3. Сколько областей в нашем государстве? 6

4. Перечислите их.

1)     Гродненская

2)     Витебская

3)     Брестская

4)     Минская

5)     Могилевская

6)     Гомельская

5. Как называется столица нашего государства? Минск

6. Перечислит главные города областных центров.

1)     Минск

2)     Гродно

3)     Брест

4)     Могилев

5)     Витебск

6)     Гомель

7. Какой злак присутствует в гербе Беларуси? Пшеница

8. Что расположено в гербе Беларуси над словами Республика Беларусь?Часть глобуса или земного шара

9. Что расположено над глобусом? Солнце

10. Что расположено над солнцем? Контур нашего государства

11. Из каких цветов составлен государственный гербБеларуси?Красный и зеленый

12. Какого цвета в флаге больше всего? Красного

13. Что расположено слева на флаге? Национальный фрагмент вышивки или рисунка

14. Какими словами заканчивается припев государственного гимна Беларуси?Вечна жывi i квiтней, Беларусь!

15. Какими словами начинается гимн Беларуси? Мы, беларусы,- мiрныялюдзi

16. * От каких трех племен пошли белорусы? Кривичи, дреговичи, радимичи.

17. * Вдоль какой реки поселилось племя Радимичей? Сож

18. * Вдоль какой реки поселилось племя дреговичей? Днепр

19. Беларусь очень часто называют краем чего? Лесов и озер

20. * Какова площадь нашего государства? 207 тысяч квадратных метров

21. С каким количеством стран граничит наше государство?5

22. Перечислите эти государства, границы которыхпримыкают к нашим.Россия, Литва, Латвия, Польша,Украина

23. Какова приблизительная численность нашего государства?Около 10 миллионов человек

24. Где проживает большая часть белорусского населения?В городах

25. Сколько главных рек протекает в Беларуси? 4

26. * Перечислите их. Неман, Западная Двина, Днепри Припять.

27. На какой реке был построен город Речица? Днепр

28. На какой реке был построен город Гомель? Сож.

29. * Какая река протекает в нашей столице?

30. Самая главная площадь в столице нашего государства?Площадь Победы

31. Назовите самых известных вам белорусских поэтов? Адам Мицкевич, Якуб Колас, Янка Купала и так далее

32. Как называются два дня: весенний и осенний, когдав нашей стране чтят память предков?

Радуница и Деды.

33. Как называлась рукописная книга, в которой нашипредки записывали события минувших дней?Летопись

34. Назовите два самых старых города, которые раньшевсех упоминались в старых летописях?

Полоцк и Туров

35. Кто является белорусским первопечатником? Франциск Скорина

36. * Как называлась первая печатная книга, выпущенная Франциском Скориной?Библия

37. * Какое имя носила дочь полоцкого князя, ставшая вдальнейшем великой княгиней Киева?Рагнеда

38. Как в Киевской Руси в народе прозвали Ярослава? Ярослав Мудрый, сына Рагнеды, за его ум

39. Как называлась сумка для стрел? Колчан

40. Как назывался в старину головной убор одеваемыйвоинами на голову во время сражения?Шлем

41. Как называлось оружие в виде шара и иголок на

палке ?

Булава

42. Как называлось круглое приспособление для отражения ударов противника?Щит

43. Как называлась одежда сделанная из железных колец, одеваемая воинами, для предохранения тела отсмертельных ударов?Кольчуга

44. Как звали белорусскую женщину, которую церковьв старину объявила святой?Ефросинья Полоцкая

45. Как в старину называли большой дом сложенный изкамня?Замок

46. Как в старину называли мастеров какого-нибудь дела?Ремесленниками

47. * Как в старину называли кукольный театр? Батлейка

48. Как называется мемориальный комплекс, посвященный невинным жертвам великой отечественной воине в Беларуси?Хатынь

49. Крепость, которая самой первой приняла на себяудар великой отечественной войны?Брест

50. Кто является самым первым президентом нашейстраны?Лукашенко Александр Григорьевич

51. Когда наша страна отмечает день НезависимостиБеларуси?3 июля

52. Назовите белорусских космонавтов. Петр Климук иВладимир Коваленок

53. * Кто является первым героем Беларуси?Владимир Корват

54. Как называется свод основных законов государства? Конституция

55. Как называется свод правил и поведений установленный государством?Закон

 

Ведущий:

Ну, а теперь подведем итоги нашей викторины и выясним, кто у нас самый –самый грамотный и всезнающий ученик и достойный гражданин нашей республики.

….Учащиеся голосуют и подводят итоги……

…..Если есть возможность, то вручаются призы…

 

Учитель:

Вот и подошел к концу наша встреча. Викторина показала нам, что есть еще много того, что мы с вами не знаем о наше родине и нам с ваминадо учиться, учиться и учиться. Чтобы стать достойными гражданами нашей республики.

И я хочу вам напомнить, что в нашей стране есть много талантливых и творческих людей,которые восхваляют нашу республику. Например: певец Кирилл Слука, песня «Беларусьи Я» исполненная им на славянском базаре в этом году, ставшая хитом и шлягером:

...Я придумал, думал-думал

Я выдумал.

Твои волосы светло-русые

И назвал тебя любимой,

Любимая, Беларусь и я...

И я очень надеюсь, что пройдут года, вы выучитесь. Получите хорошее образование, профессию и тоже будете воспевать то государство, в котором вы родились и выросли, в котором жили ваши предки. И вы будете достойными продолжателями всех достойных дел нашего с вами народа…

 

 

 

 

 

Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"

или «Имею право на права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

  • обобщить знания детей об основных правах ребенка, научить применять их в жизни;
  • раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • воспи­тывать уважение к правам других людей;
  • способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

Задача: в игровой форме раскрыть понятие право, уметь применять различные статьи Конвенции о правах ребенка в конкретной ситуации.

Цитаты:

 

«Право – это все то, что истинно и справедливо»

В. Гюго

«Обязанность без права есть рабство; право без обязанности – анархия»

Г. Ламменне

 

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Классный руководитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!» - эти слова, к сожалению, часто произносятся в разных ситуациях.

Давайте обсудим:

  • Что такое право, права ребенка?

 

Классный руководитель: Права ребенка - совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности. Ребенок является самостоятельным субъектом права.

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

Какие документы регламентируют права ребенка? Когда и почему они были приняты?( все права детей все­го мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка»., Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.) Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

В Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что каждое человеческое существо является ребенком до достижения им 18-летнего возраста(статья 1)

     Какие же права есть у всех детей мира?

     (Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, чи­тает записи).

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого дос­тоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обра­щению, насилию и оскорблениям)
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека Приведите примеры нарушения прав детей из литературных произведениях. На доске записаны названия сказок: «Дюймовочка», «Гарри Поттер», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Мороз Иванович», «Золушка», «Красная шапочка». Дети отвечают, называя сказку. 

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? 
2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? 
3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? 
4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? 
5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? 
В какой сказке и кто нарушал права и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

Классный руководитель. Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Выберите правильный ответ.

Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на бесплатное образование)

Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.

Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества.

Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на дос­ку, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Кон­венции "О правах ребенка"...»

     Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

-   Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является ка­ждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

     М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об­ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле­ниям.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо­собностей.

       Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в ус­ловиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

       Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име­ет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име­ет право на уважение его достоинства.

     Классный руководитель: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают­ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения)

Обязанности. Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Сценка 1

Настя: Лиза, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Лиза: Настя, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Лизе, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Лизы есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру­гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Учитель: Руслан, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Руслан: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Сценка 2

Классный руководитель. Артем, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только что помыли!

   Артем. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Артему его пра­ва и обязанности?

   Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 3

Классный руководитель. Денис, ты почему на физике бегал по классу?

Денис . Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Денис ?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права.

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

Работа в группах

Условия: работа в группах.

Задание: Дополнить фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность.

Подсказка: Обязанности всегда предельно конкретны, тогда они понятны и выполнимы.

Фразы:

  • Дети имеют право на то, чтобы их серьезно воспринимали и обязанность…(слушать других).
  • Дети имеют право на хорошую медицинскую заботу и обязанность…(самим хорошо заботиться о себе)
  • Дети имеют право на хорошее образование и обязанность…(учиться и уважать своих учителей)
  • Дети имеют право делать ошибки и обязанность…(делать выводы из них, признавать их)
  • Дети имеют право хорошо питаться и обязанность…(не быть привередливыми в еде)
  • Дети имеют право на чистую окружающую среду и обязанность…(не загрязнять ее)
  • Дети имеют право жить с родителями …(заботиться о родителях)

 

Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

 

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

 

Кроссворд

  1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относится к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
  2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.
  3. качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
  4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
  5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …».

 

 

 

1

п

о

р

я

д

о

ч

н

о

с

т

ь

 

2

с

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь

 

 

3

р

а

з

у

м

н

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

4

в

о

с

п

и

т

а

н

н

о

с

т

ь

 

 

5

о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

 

 

 

 

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и сыграть в игру « Круг радости»

( говорят пожелания друг другу, можно не вставать, а передавать, кто как сидит, «по цепочке»)

А я хочу вам всем пожелать еще побольше друзей!

Я не завидую чужому счастью 
И, как умею, берегу своё.
И если у друзей в душе - ненастье, 
То это горе, также, и моё! 
Друзьям не расставляю я капканы, 
Не закрываю сердце на засов 
И не ищу в поступках их изъяны. 
Друзей люблю без всяких громких слов.

 

И помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность.

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

 

КАЛЕНДАРЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ, ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ, ПАМЯТНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ

I.Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь[1]

Государственные праздники:

День Конституции – 15 марта;

День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;

День Победы – 9 мая;

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля.

Праздничные дни:

Новый год – 1 января;

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;

День женщин – 8 марта;

Праздник труда – 1 мая;

День Октябрьской революции – 7 ноября;

Рождество Христово (православное Рождество) – 7 января;

Пасха – по календарю православной и католической конфессий;

Радуница – по календарю православной конфессии;

День памяти – 2 ноября;

Рождество Христово (католическое Рождество) – 25 декабря;

День печати – 5 мая;

День библиотек – 15 сентября;

День учителя – первое воскресенье октября;

День семьи – 15 мая;

День охраны окружающей среды – 5 июня;

День молодежи – последнее воскресенье июня;

День знаний – 1 сентября;

День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;

День мира – третий вторник сентября;

День пожилых людей – 1 октября;

День матери – 14 октября;

День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;

День прав человека – 10 декабря;

День белорусского кино – 17 декабря.

Памятные даты:

День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;

День чернобыльской трагедии – 26 апреля;

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.

II.Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями)

Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января;

Международный день памяти жертв Холокоста – 27 января;

День юного героя-антифашиста – 8 февраля;

Всемирный день радио – 13 февраля;

Международный день родного языка – 21 февраля;

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1марта;

Всемирный день дикой природы – 3 марта;

Международный женский день – 8 марта;

Всемирный день поэзии – 21 марта;

Международный день лесов – 21 марта;

Всемирный день водных ресурсов – 22 марта;

Всемирный день театра – 27 марта;

Международный день детской книги – 2 апреля;

Международный день спорта на благо мира и развития – 6 апреля;

Всемирный день здоровья – 7 апреля;

Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля;

Международный день полета человека в космос – 12 апреля;

Международный день охраны памятников и исторических мест – 18 апреля;

Международный день Матери-Земли – 22 апреля;

Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля;

Всемирный день охраны труда – 28 апреля;

Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8-9 мая;

Международный день семей – 15 мая;

Международный день музеев – 18 мая;

День пионерской дружбы – 19 мая;

Международный день биологического разнообразия – 22 мая;

Международный день миротворцев ООН – 29 мая;

Всемирный день без табака – 31 мая;

Международный день защиты детей – 1 июня;

Всемирный день окружающей среды – 5 июня;

Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;

Международный день дружбы – 30 июля;

Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля;

Международный день молодежи –12 августа;

Международный день благотворительности – 5 сентября;

Международный день грамотности – 8 сентября;

Всемирный день предотвращения самоубийств – 10 сентября;

Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября;

Международный день мира – 21 сентября;

Всемирный день туризма – 27 сентября;

Международный день пожилых людей – 1 октября;

Всемирный день учителя – 3 октября;

Всемирный день ребенка – 20 ноября;

Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;

Международный день инвалидов – 3 декабря;

День прав человека – 10 декабря.


[1] На основании Указа Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями).

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ ШКОЛЬНИКА

Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителей, учеников и их семей.

Это помогает классному руководителю совместно с родителями выработать своеобразную программу воспитания каждого ученика, сделать родителей своими союзниками.

Комплекс приемов и методов:

– наблюдение за поведением и учебой детей;

– наблюдение за воспитательной, общественной деятельностью родителей;

– посещение семей;

– индивидуальные беседы с родителями;

– консультации для родителей;

– вовлечение родителей в общественную работу;

– учет сведений, полученных от родительской общественности;

– анкетирование;

ПАМЯТКА

классному руководителю при подготовке к посещению учащихся

  1. О времени посещения необходимо обязательно заранее предупредить родителей ученика (без предупреждения  возможно посещение, если ученик заболел или пропускает школу по неизвестным причинам).
  2. Перед посещением учитель должен быть готовым дать общие советы по следующим вопросам:
    • организация выполнения домашних заданий;
    • содержание рабочего места;
    • режим дня;
    • гигиена мальчика, девочки;
    • организация детского труда;
    • организация домашнего чтения, досуга.
  3. При посещении классный руководитель должен быть готов дать родителям совет, рекомендацию по оказанию помощи школьнику в исправлении тех или иных недостатков.
  4. Нельзя идти к родителям с жалобами на ребенка, следует вместе искать пути к сердцу ученика, влиять на положительные черты (а они есть у каждого), будить совесть, честь, учить думать о людях, заботиться о них и т. п.
  5.  При посещении необходимо аккуратно выяснить:
    • поведение дома, отношение к родителям и членам семьи, кого в семье больше уважает, слушает;
    • участие в домашнем труде, как содержит ребенок рабочее место, чем любит заниматься, с кем дружит, что читает, как учит уроки.

 

План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника

1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства?

2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда?

3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей?

4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения?

5. Какие книги любит читать Ваш сын (дочь)?

6. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями?

7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно ли он читает свою газету, журнал?

8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни?

9.Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными руководителями?

10.Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим самообразованием, что читаете по педагогической тематике?

    11. Какую Вы можете оказать помощь школе, учителю?

 

ПРОГРАММА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Родители ученика _________ Класс ______Дата беседы______

Для усиления помощи Вашему ребенку в учении и развитии просим сообщить о нем следующие сведения:

  • Охотно ли занимается домашним трудом?
  • Охотно ли учится? По каким предметам стремится улучшить свою успеваемость? Как относится к успехам и неудачам в учении?
  • Чем любит заниматься в свободное время? По каким вопросам читает дополнительную литературу?
  • Имеет ли режим дня?
  • Готовит ли свое рабочее место к занятиям? Сколько времени тратит на выполнение домашних заданий?
  • Проявляет ли настойчивость при затруднениях в выполнении домашнего задания? Может ли отказаться от интересного дела ради нужной работы в учении или по дому?
  • Хочет ли выполнять общественные поручения? Какие?
  • Любит ли читать художественную литературу, посещает ли театры, музеи, выставки? Умеет ли понять и почувствовать красоту в окружающей природе, одежде, поступках людей и т. п.?
  • Умеет ли кратко рассказать о самом главном в прочитанной книге и просмотренном фильме? Разделяет ли главное и второстепенное в поведении людей?
  • Затрудняет ли состояние здоровья учение вашего ребенка? Быстро ли утомляется при выполнении домашних заданий?
  • Как относится к вашим советам и требованиям по улучшению поведения, качества учебной работы?
  • Кто из членов семьи оказывает на него наиболее сильное влияние?
  • Как относится к требованиям учителей по улучшению поведения? В чем причина отдельных нарушений дисциплины? Насколько самокритичен в оценке своего поведения?
  • Довольны ли вы влиянием, которое оказывают на вашего ребенка товарищи в школе?
  • В чем видите главное препятствие для дальнейшего улучшения учебы, поведения вашего ребенка?

КАРТОЧКА СЕМЬИ

  1. Ф. И. учащегося ________________________________
  2. Ф. И. О. родителей ______________________________

_________________________________________________

  1. Количество детей в семье, их возраст, род занятий  ________________________________________________
  2. Возраст родителей:
  • Отец ___________________________________
  • Мать ___________________________________
    1. Образование родителей, специальность, место работы, должность
  • Отец  ___________________________________
  • Мать ___________________________________
    1. Увлечения родителей  _________________________________________________
    2. Педагогическая целесообразность уклада семейной жизни (благоприятная, противоречивая, неблагоприятная) __________________________________
    3. Особенности семьи, которые необходимо учесть школе при воспитании ребенка ____________________________
    4. Уровень нравственной воспитанности ребенка (школьника)______________________________________
    5. Уровень успеваемости ребенка_____________________
    6. Индивидуальные особенности ребенка ________________________________________________
    7. Замеченные недостатки в семейном воспитании ________________________________________________

 

ПЛАН БЕСЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

  1. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это?
  2. Какой характер носят взаимоотношения между членами Вашей семьи (доброжелательные, доверительные, рыцарские, командно-авторитарные, безразличные и т. д.).
  3. Налажена ли в семье взаимопомощь, действенное участие всех в делах каждого?
  4. Случаются ли в семье конфликты? Между кем? В чем Вы видите их причину?
  5. Проявляете ли Вы интерес к школьной жизни своих детей? Знаете ли Вы об их взаимоотношениях с учителями, школьными товарищами?
  6. Сколько времени каждодневно, в выходные дни Вы общаетесь с ребенком?
  7. В каких совместных делах участвуют все члены Вашей семьи?
  8. Знают ли дети о Вашей работе, какую продукцию выпускаете, где она используется?
  9. Уважительно ли относятся дети к Вашей профессии, выражают ли желание в будущем следовать Вашему пути?
  10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети?
  11. Какие у Вас семейные увлечения?
  12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  13. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?

 

ПЛАН БЕСЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ

  1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей?
  2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?
  3. Есть ли в семье единство требований к детям?
  4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)?
  5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется?
  6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными?
  7. Пользуетесь ли Вы авторитетом у своего ребенка, его друзей?
  8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?
  1. Рассказывают ли Вам дети о школе, об учителях?
  2. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера?
  3. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.?
  4. Доверяете ли Вы советам и рекомендациям учителей, классных руководителей; помогают ли они Вам в воспитании сына (дочери)?
  5. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики?
  6. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы?

Рекомендации 

по организации деятельности классного руководителя

В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283, воспитательную работу с учениками класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Основанием для осуществления учителем организационно-воспитательной работы  (классного руководства) служат должностные обязанности учителя, определенные в 28 выпуске Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105. Классный руководитель назначается приказом руководителя учреждения образования из числа учителей на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования.

Организация работы классного руководителя регламентируется инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 24, 2012).

Основные направления идеологической и воспитательной работы, осуществляемой классным руководителем, определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).Подробно механизм планирования описан в методических рекомендациях «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет», «Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования» (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 6, 2012).

Процесс документирования организационно-воспитательной работы классного руководителя регламентирован Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 (в редакции постановления от 07.10.2011 №70), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2013 № 52 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70»  из расчета 5 тарифицируемых часов на один класс-комплект. Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.

При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности.

Дополнительно сообщаем, что разъяснения по применению постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования» содержатся в письме Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2005 № 03-11-2-03/54 «О некоторых вопросах применения постановления Министерства образования».

Классный руководитель составляет социально-педагогическую характеристику класса, поддерживает ее в актуальном состоянии в течение всего года.

С целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей в учреждении образования организуется работа учебно-методического объединения классных руководителей. Содержание деятельности данных объединений определяется задачами работы учреждения на учебный год, а также индивидуальным образовательным запросом членов учебно-методических объединений.

Приведем примерный алгоритм деятельности классного руководителя в соответствии с инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования от 01.11.2012 года (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 24, 2012).

  1. Изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса.

Успешная реализация данных требований во многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.

В решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя самые распространенные формы и методы воспитания обучающихся. Основными формами реализации задач индивидуального воспитания являются:

педагогическое наблюдение;

изучение документов, характеризующих обучающихся;

индивидуальные воспитательные беседы;

анализ итогов воспитательных мероприятий;

беседы с учителями-предметниками;

социально-психологические исследования и др.

Педагогическое наблюдение – это изучение индивидуальных качеств обучающихся, его реакции на влияние внешних и внутренних факторов в классном коллективе, уровня взаимоотношений с другими обучающимися, педагогами.

Изучение документов, характеризующих обучающихся – это ознакомление с документами, находящимися в личном деле обучающихся.

Индивидуальная воспитательная беседа – это разговор между классным руководителем и обучающимся по заранее запланированной теме, предполагающий обмен мнениями между ними. Индивидуальная воспитательная беседа имеет цель, вопросы для обсуждения. По итогам беседы делается вывод. При проведении индивидуальной воспитательной беседы классный руководитель должен уважать национальные, религиозные чувства ученика, соблюдать чувство такта, не допускать грубости. С согласия обучающегося могут задаваться вопросы, касающиеся внутрисемейных отношений.

Анализ итогов воспитательных мероприятий – это изучение воспитательных мероприятий, степень участия обучающихся в них, результаты мероприятий, их влияния на внутреннее состояние личности, положение в классном коллективе.

Беседы с учителями-предметниками – это изучение индивидуального мнения педагогических работников об учащемся: успеваемость, активность на уроках, необходимость помощи в учебной деятельности.

Социально-психологические исследования - это изучение личности по результатам диагностических исследований и рекомендаций педагога-психолога, педагога социального и других специалистов.

Знание индивидуальных особенностей каждого обучающегося, групповых особенностей классного коллектива поможет определять обучающимся задания в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями и прогнозировать их отношения и поведение в классном коллективе. Наряду с другими формами и методами необходимо широко использовать индивидуальную воспитательную работу с каждым членом классного коллектива, активно использовать воспитательные возможности коллектива, постоянно анализировать итоги воспитательной работы, своевременно вносить коррективы в методику воспитания с учетом меняющихся индивидуальных и групповых особенностей обучающихся и др. Все это будет способствовать совершенствованию воспитательного процесса.

2. Осуществлять в классе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды.

Осуществляя в классе идеологическую и воспитательную работу, следует помнить, что ее содержание для каждого возрастного этапа будет отличаться друг от друга. Так,  для обучающихся I ступени обучения весь образовательный процесс будет построен больше на наглядности с использованием игровых моментов. Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов.

Для подростков важным становится общение со сверстниками, проявление потребности в самоутверждении и готовности действовать. В чем можно помочь им через организацию различных внеурочных мероприятий, где они могут проявить свои новые возможности через коллективные творческие дела, ученическое самоуправление и т.д.

На III ступени обучения школьникам свойственно стремление к освоению своего внутреннего мира: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Учет возрастных особенностей обучающихся, а так же организация воспитательного процесса с учетом целей и путей развития конкретного учреждения образования, особенностей и возможностей региона создает предпосылки для организации успешной воспитательной и идеологической работы в классе.

3. Проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы

В воспитании информационной культуры личности обучающихся информационные часы играют важную роль. Они проводятся еженедельно по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования, отвечающим за организацию идеологической и воспитательной работы.

Их эффективность во многом зависит от активной позиции  участников. Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания обучающихся. После чего можно провести обсуждение рассматриваемого вопроса, обменяться мнениями.

Информационные часы могут подразделяться на обзорные и тематические. Обзорный информационный час — это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Для подготовки тематического информационного часа определяется тема, которая должна быть актуальной для подрастающего поколения. Необходимо учитывать тематику единых дней информирования, преломляя предлагаемый материал в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

При проведении информационных часов рекомендуется использование Интернет-ресурсов, видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

При заполнении классного журнала классный руководитель указывает дату проведения и тему информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч. при продолжительности информационного часа 20-30 минут, 1 ч – при продолжительности информационного часа 35-45 минут. Целесообразно указывать также форму проведения мероприятия:

Дата проведения

Содержание работы

Количество часов

13.12.

Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест)

0,5 (1)

4. Проводить еженедельно классный или кураторский час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатах учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса или учебной группы учреждения образования

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Временной интервал классного часа – 45 минут.

Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Использование интерактивных форм в проведении классного часа повышает эффективность его воспитательного воздействия.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения (классный касс может проводиться за пределами учебного учреждения), составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными обучающимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

5. Осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися, постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания обучающихся

Важным моментом в работе классного руководителя является контроль за успеваемостью, учебной дисциплиной и посещаемостью учебных занятий обучающимися. На классных часах один раз в месяц анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных обучающихся о выполнении ими правил поведения. Прежде всего, классный руководитель использует потенциал классного коллектива для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. Проведение ежедневного контроля успеваемости со стороны классного руководителя позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающими, организации помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками. Контроль за посещаемостью уроков и внеклассных мероприятий осуществляется ежедневно.

Информирование законных представителей несовершеннолетних об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам проводится регулярно (путем телефонного звонка, приглашением на беседу, в рамках запланированных родительских собраний). В случае пропуска занятий учеником у родителей сразу же выясняется причина отсутствия. Когда прогулы носят систематический характер, идет подключение членов Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка.

6. Способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования

Созданию условий в данном направлении способствует взаимодействие с учителями-предметниками, администрацией по решению проблем обучения. Важно обеспечить помощь в учебе обучающимся. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание школьника в обучении, выяснение причин (через беседы с учителями-предметниками, самими обучающимися, а при необходимости и с законными представителями несовершеннолетних) и оказание ему действенной помощи. С этой целью могут привлекаться специалисты СППС, в частности, педагог-психолог, который может дать рекомендации по работе с обучающимися, имеющими проблемы в обучении и поведении после проведениях диагностической работы и анализа результатов психологических исследований. Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях обучающихся в учении, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой.

7. Способствовать созданию в классе или учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся

Данному направлению работы способствует знание классным руководителем информацию о состоянии здоровья учащихся, хронических заболеваниях и противопоказаниях у обучающихся класса, выполнение рекомендаций медицинского работника и контроль за соблюдением этих рекомендаций детьми и учителями-предметниками, выполнение требований санитарных норм к организации образовательного процесса.

При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья необходимо ставить в известность законных представителей несовершеннолетних и учитывать их рекомендации. Если не запрещено законодательством или морально-этическими нормами, необходимо ставить в известность учителей-предметников о хронических заболеваниях детей.

Совместно с медицинским работником и родителями классный руководитель помогает учащемуся самостоятельно организовать свой режим жизни, проводит с обучающимися беседы о необходимости его соблюдении,  о правилах личной гигиены, проводит физкультминутки на уроках и переменах, организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.

Важным является работа по поддержанию санитарного состояния кабинета. Классный руководитель помогает организовать дежурство в классе. Общественно полезный труд должен быть организован согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое)

(Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 № 206).

Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. При этом план может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний, проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года хорошо рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.

Важным аспектом формирования здорового образа жизни является профилактика различного рода зависимостей (алкогольной, никотиновой, наркотической, компьютерной и т.д.), воспитание безопасного и ответственного поведения в рамках классного часа и в шестой школьный день. Остается актуальным работа по профилактике суицидального поведения среди обучающихся. Эту работу необходимо проводить систематически во взаимодействии с педагогом-психологом. Занятия с подростками необходимо ориентировать на формирование жизненной цели и профилактику различного рода переживаний (в том числе таких, как безответная любовь), когда нет еще четкого представления о собственной смерти, а имеется отрицание жизни.

Вся работа по сохранению психического здоровья детей должна строиться во взаимодействии с педагогом-психологом. Это позволит сделать такую работу более целенаправленной, гибко реагировать на различные изменения. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, особенно присущие обучающимся пятого класса или вновь прибывшим детям, постепенно уйдут, если рядом понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.

8. Изучать особенности семейного воспитания обучающихся, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения

Работа по изучению особенностей семейного воспитания обучающихся проводится регулярно и заключается в проведении наблюдений за обучающимися, по возможности, за взаимодействием между детьми и их родителями (особенно на I ступени обучения).

Более глубокую информацию об особенностях семейного воспитания дают изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, беседы с обучающими и их законными представителями, анализ участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования, контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними. Широкое распространение получили индивидуальные консультации классных руководителей, которые позволяют в частном порядке обсудить проблемы волнующие законных представителей несовершеннолетних и дать квалифицированный совет.

При посещении семей с целью изучения условий жизни и воспитания обучающихся Министерство образования Республики Беларусь считает нецелесообразным составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера при очередном изучении условий семейного воспитания. Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, ФИО законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося.

Дата

ФИО законных представителей несовершеннолетнего

Условия жизни и воспитания обучающегося

(удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов)

Вышеуказанные условия могут быть определены как удовлетворительные (если не замечено каких-либо поводов для тревоги) или требующие дополнительного внимания (требуется кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания). Если у классного руководителя возникли сомнения о надлежащем воспитании обучающегося, то он ставит в известность руководство учреждения образования и обращается к педагогу социальному для организации дальнейшей работы в рамках его компетенций.

При обследовании условий проживания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие факторы:

состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, наличие остатков пищи на полу и мебели и пр.);

наличие мебели, ее достаточность и состояние;

обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;

обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством  для игр;

испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.

кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном, бабушка (дедушка) и др.

с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время и т.п.

Во взаимоотношениях несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи следует обратить внимание на следующие факторы:

степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.

степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.

Классный руководитель в таблице посещения не прописывает приведенные выше факторы, а только указывает удовлетворенность условий в соответствии с ними или нет. В последнем случае кратко указывается причина дополнительных мероприятий в отношении несовершеннолетнего.

После получения сообщения от классного руководителя о предполагаемом неблагополучии ребенка в семье создается комиссия, в состав которой могут входить классный руководитель, специалисты СППС. Комиссия осуществляет очередное посещение семьи в ходе которого, согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 N 30), рекомендуется руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1 вышеуказанной Инструкции. С этой целью составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2 Инструкции.

9. Оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь

Педагогическая поддержка ученического самоуправления заключается в определении совместно с ребенком его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий. При этом важным аспектом педагогической поддержки является решение проблем обучающихся, касающихся их деятельности не только в стенах учреждения образования.

В организации педагогической поддержки ученического самоуправления важно привлечь самих детей к коллективному планированию и важно, чтобы они сами распределили обязанности, ответственных и выполнили запланированное.

Классному руководителю необходимо помнить, что самоуправление развивается только тогда, когда обучающиеся оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы.

Свою многообразную воспитательную работу классный руководитель проводит совместно с детскими и молодежными общественными объединениями. Данная работа проводится во взаимодействии с педагогами-организаторами, которые являются основными координаторами деятельности организаций в учреждении образования. Классным руководителям необходимо обратить внимание на проблему потери инте­реса детей и молодежи к общественным формированиям. Зачастую интерес пропадает из-за однообразия содержания и форм работы.

Деятельность детских и молодежных объединений достигнет наиболее эффективных результатов, если обучающимся будет предоставлена возможность самовыражения, самореализации, самоутверждения.

10. Развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся

Классный руководитель воспитательную  и идеологическую работу  с классным коллективом строит на основании и с учетом тех традиций, которые существуют в конкретном учреждении образования. Это позволяет сделать содержание воспитания интересным и увлекательным, доступным обучающимся и их родителям.

Классный руководитель следит за добросовестным выполнением обязанностей, возложенных на обучающихся Уставом учреждения образования, правилами внутреннего распорядка. Этому способствует рассмотрение правил распорядка на классных часах, размещение и ознакомление с ними на информационных стендах.

11. Содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления

Важным аспектом в воспитании подрастающего поколении, в его дальнейшей социализации является организация вторичной занятости молодежи. Молодые люди, получившие трудовой опыт работы в свободное от учебы время, в дальнейшем более осознанно относятся к работе на первом рабочем месте, охотнее принимают участие в общественной жизни предприятия.

Большое значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной ориентации.

Работа по созданию условий профессионального самоопределения обучающихся должна начинаться с обучающихся I ступени обучения через организацию ознакомительных экскурсий на заводы и предприятия, встречи с интересными людьми различных профессий,  игр-путешествий в мир редких профессий. На следующих ступенях обучения профориентация подростков и молодежи осуществляется через вторичную занятость, а так же через получающие все большее распространение школьные (ученические) бизнес-компании.

Все большее значение в данном направлении работы приобретает взаимодействие классного руководителя и специалистов СППС. Педагог-психолог проводит психодиагностические исследования интересов и склонностей обучающихся, их личностных особенностей. Это способствует их самоопределению в будущем. К работе по профориентации привлекаются законные представители несовершеннолетних, с которыми классные руководители организовывают родительские собрания, на которых ведется разъяснительная работа по данному направлению, а так же педагогом-психологом проводится индивидуальная консультационная деятельность. К организации работы в данном направлении целесообразно привлекать заинтересованные ведомства, которые помогут  в предоставлении рабочих мест и популяризации востребованных профессий.

Классный руководитель осуществляет учет посещения обучающимися объединений по интересам, способствует занятости обучающихся в соответствии с их интересами и склонностями на основании рекомендаций педагога-психолога.

При организации культурно-массовой работы необходимо использовать социокультурные возможности региона.

12. Осуществлять организацию воспитательного процесса в классе и учебной группе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеучебное время и каникулярный период

Идеологическая и воспитательная работа осуществляется на основе нормативных правовых документов в соответствии с ежегодными рекомендациями, содержащимися в инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь по идеологической и воспитательной работе. В соответствии с Примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей деятельность организации воспитательной работы в учреждении общего среднего образования (Сборник нормативных документов, № 6, 2012) для эффективной организации работы классному руководителю предлагается следующая документация: план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на  четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день); социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года); аналитический отчет о воспитательной работе за год.

Самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия. Это и спортивные мероприятия, и классные часы, подготовка проектов и т.д. Воспитание будет эффективным, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения и др. Все большую популярность приобретают интерактивные методы воспитания. Достигаемые с их помощью результаты доказывают высокую эффективность таких способов организации работы. Главным в организации воспитательной работы является ее  системность.

13. Способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей

В работе классного руководителя по организации детского коллектива можно выделить следующие направления:

организация разнообразной увлекательной деятельности;

организация общения для создания благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Большим формирующим потенциалом обладают коллективные творческие дела. С их помощью классный руководитель может сформировать детский коллектив, дать возможность ему совершенствоваться и развиваться. Коллективные творческие дела дают возможность вовлечь в деятельность класса обучающихся, требующих особого внимания.

Работа классного руководителя по созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе ведется в сотрудничестве со службой СППС. С этой целью хорошо привлекать педагога-психолога  для проведения мониторинга психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению), и опираясь на его исследования проводить работу в соответствии с рекомендациями.

По мере необходимости следует проводить в классе индивидуальную работу (беседы с обучающимися, педагогическими работниками, законными представителями несовершеннолетних); групповые упражнения на сплочение коллектива; вовлечение в групповую деятельность детей, имеющих трудности в общении; развитие коммуникативных свойств обучающихся и др., рекомендованных специалистами СППС.

Важным фактором развития нормального психологического климата в коллективе является вовлечение родителей в жизнь классного коллектива. Вся работа строится на основе уважения к личности как обучающихся, так и их законных представителей.

14. Содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями

Классный руководитель проводит с обучающимися и их законными представителями разъяснительную работу о необходимости горячего питания для развивающегося организма ребенка, выясняет причины отказа от питания. Современному человеку необходимы знания о рациональном и здоровом питании (режим, разнообразие, сбалансированность), о соблюдении питьевого режима, о культуре поведения за столом и др.

Классный руководитель вместе с медицинским работником проводит санитарно-гигиеническое просвещение школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских осмотров.

15. Соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся

Классный руководитель проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев. Особое значение нужно уделить профилактике травматизма в учреждении образования и за его пределами. В помощь организации работы по данному направлению издано пособие для педагогических работников, которое содержит материалы по организации охраны труда: Петраков, В.Н. Охрана труда и обеспечение жизнедеятельности в учреждениях образования / Методические рекомендации. – Минск : АПО, 2013.

                                                                                            

  

Рэйтынг

паспяховасці класаў у 2017/2018 навучальным годзе

 

 

Сярэдні бал па класе

 

ІІ чв.

ІІІ чв.

3 клас

7,1

7,3

4 клас

6,4

6,5

5 клас

7,4

7,1

7 клас

6,8

6,9

8 клас

6,9

6,6

10 клас

6,8

7,0

Сярэдні бал па ШКОЛЕ

6,9

6,9

 

 

 

Узровень навучанасці і якасць ведаў вучняў

па выніках ІІ і ІІІ чвэрцяў 2017/2018 навучальнага года

 

Узровень навучанасці

ІІ чв.

2017/2018

ІІІ чв.

2017/2018

Усяго атэставаных

32

31

Нізкі

0

0

Здавальняючы

4 (12,5 %)

3 (9,7 %)

Сярэдні

11 (34,4 %)

11 (35,5 %)

Дастатковы

17 (53,1 %)

17 (54,1 %)

Высокі

0

0

% навучанасці

100 %

100 %

Якасць ведаў

   81,3 %    

(26 вучняў)

   80,6 %    

(25 вучняў)

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

Спіс

вучняў з высокай матывацыяй да навучання

 

п/п

Прозвішча, імя вучня

Клас

Сярэдні бал

(ІІ чв.)

Сярэдні бал

(ІІІ чв.)

Карабань Дзіяна

3

8,00

8,3

Шубелька Карына

3

8,00

8,4

Квяткевіч Аляксандра

4

8,28

8,4

Амельяновіч Маргарыта

5

8,30

8,1

Івашка Мікіта

7

8,50

8,8

Грузд Марына

8

8,43

8,2

Сівіцкая Яўгенія

8

8,50

8,4

Міронава Таццяна

10

8,73

8,9

Баслык Ксенія

10

8,71

8,6

Фарына Яўген

10

8,29

8,2

                                                                                                                

 

 

 

                                                                                                       

Вынікі вучэбных дасягненняў па вучэбных прадметах

 

 

 

Сярэдні бал па вучэбных прадметах

+/-

у параўнанні

 

 

ІІ чвэрць

2017/2018

ІІІ чвэрць

2017/2018

Беларуская мова

6,7

7,3

+0,6

Беларуская літаратура

7,6

7,3

-0,3

Руская мова

5,9

6,2

+0,3

Руская літаратура

7,6

7,7

+0,1

Нямецкая мова          

       6,5

6,3

-0,2

Матэматыка

6,5

5,8

-0,7

Інфарматыка

7,9

7,7

-0,2

Чалавек і   свет

6,7

6,0

-0,7

Гісторыя Беларусі

-

6,6

0

Сусв. гісторыя

6,9

-

0

Грамадазнаўства

6,3

6,7

+0,4

Геаграфія

6,8

7,3

+0,5

Біялогія

6,7

6,7

0

Фізіка

5,3

6,3

+1,0

Хімія

6,2

6,2

0

Працоўнае навучанне              

8,3

8,2

-0,1

Фізічная культура і здар.

8,5

8,7

+0,2

Дапрызыўная падрыхтоўка

8,2

8,5

+0,3

Медыцынская падрыхт.

9,0

9,0

0

 


 

        stgaby@myadel.gov.by

       +375 17 97 21359

 

Прыходзьце на экзамены са свежай галавой: шмат у чым прыйдзецца разбірацца ўпершыню. (Уітні Браўн)